ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

 

В условиях стремительного роста научно-технической информации компетентность и конкурентоспособность человека на рынке труда зависят от многих факторов, в том числе и от того, насколько он владеет практическими умениями и навыками в области информационных и коммуникационных технологий, а также способностью самореализоваться, самосовершенствоваться в профессии, быть готовым к изменению вида деятельности, т. е. проявлять экономическую активность.

 

Исходя из этого, были разработаны в лицее подходы к профессиональной ориентации молодежи, которые заключаются в обучении учащихся продуктивной практической деятельности, направленной на формирование собственной деятельности, умение видеть в ней успехи, ошибки, исправлять их в подготовке к профессиональному самоопределению.

 

Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов, намерений, реалистического образа себя как профессионала.

 

Эти подходы были взяты за основу при организации профильного обучения в лицее при изучении курса «Информатики» в 10-11 классах. Курс состоит из двух разделов:

 

1) «Информатика и информационные технологии»;

2) «Информационные и коммуникационные технологии». После завершения курса учащиеся физико-математического класса аттестуются по курсу «Вычислительная техника. Оператор ЭВМ» и получают удостоверения.

 

Какие методы обучения на наш взгляд были самыми успешными и результативными?

Во-первых, информационно-поисковый. Есть проблема и ее надо решить в целом, перенося имеющиеся знания в новую ситуацию. Например, темы «Моделирование и формализация», «Решение логических задач» позволяют проанализировать примеры из жизненных наблюдений и проверить свой накопленный опыт  в познании реального мира.

 

Во-вторых, методы организации исследовательской деятельности. Они способствуют формированию познавательной активности учащихся и прививают навыки научного познания. В лицее создано школьное научное общество, ежегодно проходят круглые столы и научно-практическая конференция «Шаг в науку». В 2007 году научные работы по Web-конструированию, созданию мультимедийных документов и проектированию баз данных получили заслуженное внимание и как результат в соавторстве с учениками  был создан школьный Web-cайт, открыт портал для общения в Интернете.

 

В лицее, начиная  с  1998 года, на уроках информатики в старших классах мною стал применяться Метод Проектов.  В процессе создания своего проекта, школьники имеют возможность поближе познакомиться с процессом самостоятельной разработки законченного проекта, при этом решается основная задача – сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивать умения работать с информацией, объективно оценивать свои возможности и профессиональные требования. Полученный опыт ребята используют для создания мультимедийных учебных пособий для базового курса информатики по всем важнейшим темам. Созданы мультимедийные и интерактивные игровые обучающие  программы, школьная программа для тестирования знаний и навыков учащихся.

 

В заключении отметим, что знания, умения и навыки профессиональной работы с   современными информационными технологиями  позволят выпускникам гармонично развиваться и самореализовываться в жизни в условиях научно-технического прогресса нашего общества.

 

Литература:

1.Твоя профессиональная карьера. Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.-2-е изд.- М.: Просвещение, 199 – 189 с., 1999.

2.Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. Е.И. Машбиц.- М.:Педагогика, 1986.

Hosted by uCoz