Собрание для родителей подготовительного класса
Подготовила учитель начальных классов Зинченко Н.К.
Тема: Трудности обучения письму и чтению в начальной школе
План выступления
1.Вступление
2.Виды трудностей в процессе обучения письму и чтению
3.Оценка сформированности навыков письма и чтения в 1 классе
4.Трудности обучения письму и чтению леворуких детей. Рекомендации для родителей.
5. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей. Рекомендации для родителей.
6. Общие принципы организации помощи детям, имеющим трудности в обучении письму и чтению. Рекомендации для родителей
Ход собрания
1.Вступление
Каждый из родителей, провожая своего ребенка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в «неудачных одноклассниках» и т.п.Мысль родителей при этом, как правило, уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. Тема сегодняшней нашей встречи- трудности обучения письму и чтению в начальной школе.
Эта тема актуальна и для нашей школы, так как подобные трудности возникают у многих детей, и их возникновение связано с самыми разными причинами: с условиями жизни дома и организации обучения в школе, с индивидуальными и возрастными особенностями развития и состоянием здоровья ребенка. Чаще всего влияние и внешних, и внутренних причин - совместное, комплексное. Для того, чтобы родители могли помочь своему ребенку справиться с трудностями, необходимо уметь выделять и различать их.
2.Виды трудностей в процессе обучения письму и чтению
Отметим, что письмо и чтение- это сложнейшие навыки, которые формируются долго и трудно у большинства детей. На момент поступления в 1 классу первоклашек слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений; низкая выносливость к нагрузкам, которые необходимы при письме; у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно- моторной координации и звуко- буквенного анализа.
Давайте выясним, какие же трудности обучения письму встречаются у детей:
1) трудности формирования зрительного образа буквы ( трудность запоминания конфигурации графического элемента);
2) трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента;
3) неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор (дрожание руки);
4) ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо);
5) не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы, путает буквы (в-д), пишет лишние элементы: и-ш, л-м) или, наоборот, недописывает;
6) неустойчивый почерк ( неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, большие, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор );
7) сильный нажим, тремор, нестабильность графических форм
8) ошибки при письме, пропуски согласных и гласных букв ( определенного характера);
9) замены согласных букв близких по звучанию (з-с, г-к, д-т и т. д.);
10) недописывание букв, слогов;
11) не использует правила ( заменяет буквы, сливает предлоги и слова, не ставит точку- не разделяет предложения и т. п.);
12) ухудшение почерка, пропуски, замены и т. п. при письме под диктовку;
13) ухудшение почерка, пропуски, замены и т. п. при списывании;
14) очень медленный темп письма.
Учитывая данные трудности и выяснив вместе с учителем возможные причины их возникновения, родители могут помочь ребенку в процессе обучения его письму.
Какие трудности обучения чтению встречаются на начальном этапе:
1) плохо запоминает конфигурацию букв;
2) затруднения в различении близких по конфигурации букв (п- н, в- а, г- т---путает буквы при чтении);
3) перестановка букв при чтении (рак- кар, нос- сон);
4) замены букв, неправильное произношение при чтении;
5) трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно);
6) пропуски слов, букв (« невнимательное» чтение),
пропуски букв, слогов, угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся ритм»);
7) быстрый темп чтения, но плохое восприятие прочитанного («механическое» чтение);
8) очень медленный темп чтения ( побуквенное или слоговое, без продвижения в течение года);
9) медленный темп чтения (есть продвижение в течение года).
Уважаемые родители, давайте вместе спрогнозируем трудности обучения чтению ваших детей и выясним возможные причины этих трудностей, чтобы выстроить коррекционную работу с каждым ребенком.
3. Оценка сформированности навыков письма и чтения в 1 классе
Напомним, что у многих первоклассников еще недостаточно сформированы такие базовые функции, необходимые для формирования навыка чтения, как зрительно- пространственное восприятие и зрительная память, наблюдаются трудности концентрации внимания, нарушение фонетико- фонематического восприятия, что резко увеличивает паузы при чтении, а значит- снижает скорость чтения, поэтому быстрое чтение для таких детей- непостижимая задача.
Обучающиеся 1 класса чаще всего допускают следующие ошибки при чтении:
*побуквенное чтение
*искажения (перестановки, вставки, пропуски)
* ошибки при чтении по догадке
* трудности понимания прочитанного
Возникновение подобных ошибок свидетельствует о несформированности навыка чтения, трудностях автоматизации, возможность возникновения более грубых ошибок.
В 1 классе формирование навыков письма только начинается, и у детей встречаются следующие типичные ошибки:
*неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор)
*пропуски, вставки, перестановки букв, недописывания слов
Выявление причин трудностей навыков письма позволяет правильно построить коррекционную работу и организовать обучение ребенка с учетом его особенностей, о которых должны знать и педагоги, и родители. Поэтому необходимо проводить оценку сформированности навыков письма и чтения на начальном этапе обучения, чтобы к 9-10 годам навык чтения был сформирован полностью.
5.Трудности обучения письму и чтению леворуких детей.
Сегодня практически в каждом классе есть дети, работающие левой рукой,- леворукие. И эту особенность детей необходимо учитывать.
До поступления в школу родителям и учителю следует внимательно проанализировать историю развития ребенка, использовать специальную методику для определения ведущей руки, чтобы уметь прогнозировать проблемы ребенка, а не пытаться решить их через несколько лет трудностей обучения и неудач.
Проведите тестирование так, чтобы ребенок не знал, что вы что-то проверяете, сядьте строго напротив ребенка, а предметы и приспособления (бусины, ножницы и т. д.) положите на одинаковом расстоянии от левой и правой руки. Ведущей следует считать ту руку, которая выполняет более активное действие.
Перечень заданий:
1.Рисование.
2.Открывание коробочки.
3.Построение колодца из палочек (спичек).
4.Игра в мяч.
5.Вырезание ножницами рисунка по контуру.
6.Нанизывание бисера.
7.Выполнение вращательных движений
8.Развязывание узелков.
9.Построение из кубиков.
Помните о том, что имеет место быть и семейная леворукость.
Ведущей следует считать ту руку, которая выполняет более активное действие. Возможно, этих заданий недостаточно. Тогда следует выполнить дополнительные, и при выборе руки для письма особое внимание обратить на графические действия.
Итак, ваш ребенок - левша. Знаете, среди леворуких есть успешные, гениальные люди (Леонардо, Наполеон, Чаплин) , есть и безвестные, неудачники. Леворукие – не однородная группа, т.к. происхождение леворукости может быть разным. При генетическом варианте леворукость представляет собой индивидуальный вариант нормы, а значит, эффективность обучения этих детей письму и чтению будет зависеть от особенностей развития каждого ребенка и соответствия условий обучения. Трудности формирования навыков письма и чтения у некоторых леворуких детей связаны с недостаточной сформированностью зрительно- пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности. Для таких детей характерны:
-трудность дифференцировки близких по конфигурации букв (при письме и чтении);
-перестановки букв;
-чтение справа налево;
-трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме;
-пропуски, замены (при чтении и письме).
Поэтому с первых дней обучения взрослым нужно подробно объяснять каждую букву, родителям лучше приобрести специальные прописи для леворуких детей, ни в коем случае не форсировать скорость и безотрывное письмо, при письме учить ребенка проговаривать, заниматься дома с разрезным буквенным лото( для совершенствования зрительной дифференцировки букв), для выделения читаемого слова используйте линейки- окошки.
Рекомендации родителям леворуких детей
1.Передать учителю историю развития ребенка. |
2.Помнить, что леворукость- не показатель особых способностей или проблем. |
3.Создать соответственные условия обучения и воспитания ребенка дома, помогать в школе, т.к. от условий, как и от особенностей развития, зависит эффективность обучения и воспитания.( См. п. 4-8). |
4.Обратить внимание на правильный способ держания ручки при работе дома ( двумя пальцами, не сжимая крепко, не опираясь сильно на ладонь), т.к. может сформироваться напряженный и медленный способ письма, а затем – пропуски букв, замены и т.п., вследствие этого- волнения, страхи (ухудшение психического здоровья), ухудшение почерка, ошибки в работе, проблемы на контрольных. |
5.Уточнить у учителя возможные особенности леворуких детей: -трудность дифференцировки близких по конфигурации букв; -перестановки букв; -чтение справа налево; -трудности запоминания и нарушения конфигурации букв при письме; -пропуски, замены ( при письме и при чтении).
|
6.Не торопить ребенка при занятиях дома. Быть снисходительными к почерку. (Изменить положение ручки ребенок может к 9 годам). |
7.Задания давать небольшие по объему. |
8.Работать над формированием зрительно- пространственного восприятия и произвольной регуляции деятельности: -подробное объяснение и осознанное письмо каждой буквы; -использовать прописи для леворуких детей; -противопоказаны форсирование скорости и безотрывное письмо; -для усиления контроля к звуко- буквенному анализу проговаривать при письме; -организовывать специальные занятия для совершенствования зрительной дифференцировки букв; -чтение должно быть медленным, целесообразно использовать выделение читаемого слова линейкой- окошком.
|
9.При возникновении проблем работать с учителем, психологом для избавления от ощущения беспомощности, ущербности; успокоить ребенка, нормализовать режим и т.д. |
10.Не нервничать, не переживать, помнить, что у леворуких детей ни в письме, ни в чтении нет «особых», свойственных только им проблем. |
6. Трудности обучения письму и чтению медлительных детей
Уважаемые родители! К сожалению, школьные трудности медлительных детей часто остаются без внимания взрослых. А эти трудности начинаются с первых дней обучения и уже к концу 1 класса нарастают. Вы должны знать, что медлительность- не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности. Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. Торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно.
Основным критерием успешности формирования, например, навыка чтения не может быть скорость чтения, так как чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряет связь слов, понимание текста. С этой особенностью медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях.
Рекомендации для родителей медлительных детей
1.Дома, до школы не ругать за медлительность, т.к. это особенность человека, его нервной системы, и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее. |
2.Продумать и организовать домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели. |
3. Общаться с ребенком не в быстром , а в медленном темпе. |
4.Наблюдать за ребенком в школе в начале обучения, т.к. трудности могут возникнуть не сразу.( Во втором полугодии после окончания букварного периода в1 классе увеличивается темп и объем работ, и трудности могут появиться внезапно). |
5. Продленка не для медлительных детей, т.к. все нагрузки для них утомительны. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке. |
6. Дозировать объем домашних или дополнительных индивидуальных заданий, т.к. медлительные дети не могут программировать свое действие, составить его план, имеют задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими; не могут успеть воспринять информацию и успеть переключиться с предыдущей деятельности. |
7.Не считать скорость чтения основным критерием успешности формирования навыка чтения, т.к. медлительный ребенок не может осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. |
7. Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.
Трудности обучения чтению и письму встречаются и у гиперактивных детей. Гиперактивность- это повышенная, чрезмерная активность, и с ней связаны серьезные проблемы- нарушения поведения и трудности в обучении. Чаще всего гиперактивность сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и дает определение- «нарушение поведения».
Но и педагоги, и родители должны знать, что этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья- «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Что это значит? Это значит, что ребенок « НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых» . Поэтому к такому ребенку необходим определенный подход, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.
Внимание родителей должны привлечь симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.
Симптомы невнимательности |
Симптомы гиперактивности |
Симптомы импульсивности |
-недостаточно внимателен к деталям -с трудом удерживает внимание -как бы не слушает говорящего -не может довести дело до конца -с трудом организует свою деятельность -избегает выполнение задания -теряет предметы -отвлекается на внешние раздражители -все забывает |
-дрыгает руками или ногами, крутится -не может усидеть на месте, когда это требуется -чрезмерно разговорчив -носится и лезет куда- либо, когда это не разрешается -с трудом может тихо играть -всегда «заведен», «как будто внутри мотор» |
-выпаливает ответы -чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди -прерывает других, вмешивается в чужой разговор |
Важно, что диагноз СДВГ ставится, если не менее 8 признаков проявляются у ребенка постоянно. Поставить этот диагноз может только врач. Но родители должны обратить особое внимание и на поведение ребенка, и на его работы. Тетради гиперактивных детей выглядят неряшливо, в работах много исправлений и ошибок, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или просто угадывания.
Навыки чтения гиперактивных детей могут быть плохими, даже если ребенок умел читать еще до школы. Хорошие результаты может дать спокойная обстановка в школе и дома, отсутствие отвлекающих моментов, индивидуальное объяснение, индивидуальная работа в собственном темпе и т. д.
Рекомендации для родителей гиперактивных детей
1. Выясните, действительно ли ваш ребенок гиперактивен. Обратитесь к специалисту- педиатру, психологу, неврологу. |
2.Научитесь общаться со своим непоседой: - не допускайте грубости, унижения, злости -не общайтесь с ребенком между делом, раздраженно, показывая, что он отвлекает вас от важных дел |
3.Учитывайте высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность ребенка в процессе занятий в школе и дома |
Педагоги и родители должны представлять возможные трудности, которые могут возникнуть у гиперактивных детей. Одна из важных их особенностей- низкая учебная мотивация. Если у ребенка трудности концентрации внимания, несформированность произвольной регуляции, и это вызывает недовольство взрослых- неудачи и повышенная тревожность разрушают желание учиться, снижают учебную мотивацию.
Такие дети негативно реагируют на критику, зачастую не любят учителя, школу. Поэтому родителям нужно проанализировать свои чувства, оценки, реакцию: всегда ли они адекватны, спокойны, доброжелательны по отношению к ребенку и другим людям. Следует согласовать такую тактику работы с учителями.
Главные правила общения с гиперактивным ребенком следующие:
-чаще хвалить, а не осуждать;
-подбадривать, а не подчеркивать неудачи;
-вселять надежду, а не твердить, что ничего не получится.
Ну а главное - чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления своих проблем, в это должны поверить взрослые: самые близкие люди - родители и конечно учитель.
8. Общие принципы организации помощи детям, имеющим трудности в обучении письму и чтению. Рекомендации для родителей
Число детей со школьными проблемами, не проходящими трудностями на этапе окончания начальной школы растет. И это ставит перед родителями и педагогами 2 вопроса: можно ли помочь этим детям в условиях массовой школы и как это сделать? Исследования показывают, что при своевременном выявлении трудностей и при хорошей организации этой работы комплексная помощь детям дает хорошие результаты.
В условиях нашей школы эти проблемы решает, в основном, один учитель. Но для выбора правильного, наиболее эффективного способа коррекции школьных трудностей необходимо соблюдение многих условий:
-наличие современных методов психофизиологической и психологической диагностики трудностей, их причин, особенностей;
-знание педагогами причин и механизмов школьных трудностей, умение выделить эти причины, владение методиками и технологиями организации помощи;
-возможность получения необходимой консультативной помощи специалистов- психолога, логопеда, педиатра- и разработка комплексной программы помощи;
-наличие специалистов, помещений, материальных средств и т. п.;
-совместная работа и единая тактика работы семьи и школы при организации помощи ребенку, имеющему школьные трудности.
Если не выполняется хотя бы одно из этих условий- помощь ребенку оказывается малоэффективной, формальной.
Родители должны помогать своему ребенку не только проверкой домашних заданий и требованиями больше писать и читать. Конечно, необходимо тесное сотрудничество с учителем, психологом, педагогом- консультантом, который занимается с ребенком . А родителям не обязательно иметь специальное образование, им достаточно наличие времени, терпения и веры в успех.
Но родители должны знать, как организовать занятие со своим ребенком, должны соблюдать следующие правила:
- продвижение будет успешным, если трудность заданий не увеличивается, а уменьшается;
-заниматься с ребенком нужно ежедневно, кроме выходных и каникул;
-начинать занятия с 10-15 минут;
-если ребенок болен, устал- занятие нужно отложить;
-каждые 15-20 минут –физкультминутки, расслабление;
-начинайте занятие с игры;
-обязательно включайте задания, которые ребенок точно может выполнить и обязательно похвалите его;
- раз в 7-10 дней обсуждайте с учителем успехи и проблемы ребенка;
-независимую оценку результатов работы учителя и родителей и функционального состояния ребенка проводить не реже 2 раз в год.
В начале работы выявите, на каком уровне находится ребенок, с чего нужно начинать занятия; выясните причины трудностей, а затем выберите вариант и форму работы с ребенком.
Главное, о чем должны помнить взрослые- это то, что для помощи детям с трудностями в обучении нужна системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.
И так, старайтесь следовать следующим правилам: