Развитие познавательной деятельности учащихся
По установившейся традиции при решении текстовых задач часто пользуются стандартными методами их решения, в том числе с помощью уравнения. Такой подход зарекомендовал себя как наиболее эффективный, алгоритмичный, распространенный. Однако практика показывает, что при таком сформированном уже подходе и укоренении стандартных методов решения задач потом уже трудно убедить учащихся в вариативном подходе, когда нестандартные методы дают решение быстрее, проще, эффектнее. Более того, иногда именно нестандартные методы только и приводят задачу к получению ответа, т.к. стандартные просто не работают.
Психология выбора оптимального способа решения той или иной задачи является необходимой компонентой мыслительной деятельности учащимися. Воспитание творческого подхода к решению задач должно быть неотъемлимой частью обучения. Постоянное обогащение знаний, пополнение все новыми навыками и знаниями является необходимой составляющей при обучении математике в течение всего процесса познания, начиная с младших классов.
Метод проектов
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Использование исследовательских методов предусматривает определенную последовательность действий:
· определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
· выдвижение гипотез их решения;
· обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
· обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
· сбор, систематизация и анализ полученных данных;
· подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
· выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Проблемное обучение
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
К сожалению, в современной российской системе образования господствующим остаётся подход к обучению как к усвоению определённой суммы знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов, действий, типовых способов решения заданий, к усвоению знаний, умений, навыков. А ведь требования современной ситуации таковы, что простого обладания суммой знаний недостаточно.
Необходима постоянная готовность к меняющимся условиям проблемной ситуации и умение рассмотреть её с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения. Вот почему развитие творческой способности должно стать краеугольным камнем системы образования.
Успешность решения проблемной ситуации зависит от способности по-разному использовать данную информацию в быстром темпе. Эта способность называется креативностью. Креативность – это процесс дивергентного мышления, где под дивергентным мышлением понимается не направленное мышление, а способность мыслить вширь, т. е. видения различных сторон изучаемого объекта, умение мыслить «в разных направлениях».
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
Одним из важных условий достижения целей урока математики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в вовлечении учащихся в активную мыслительную деятельность имеет методика работы учителя.
Опыт работы в школе показывает, что метод проблемного обучения – один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавать благоприятные условия для индивидуального развития учащихся. Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя содержание проблемных ситуаций. Известный психолог С.Л.Рубинштейн говорил, что «начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация».
Важным элементом проблемной ситуации является возможности учащихся, т. е. имеющийся у них уровень знаний и интеллектуальные способности. Т.В.Кудрявцев указывал на то, что «проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, «принятии» и разрешения этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего».
Одним из важных условий проявлений проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения. Основной проблемой обучения является учебная проблема, суть которой состоит в противоречии между прежними знаниями ученика и новыми фактами, для объяснения которых недостаточно имеющихся знаний, нужны новые. Процесс приобретения новых знаний путем проблемного обучения связан с постановкой проблемы и её решением. Новые формы и методы позволяют создать учебные ситуации, влияющие на эмоционально-психологический настрой учащихся, с наглядным и доступным восприятием учебного материала.
Таким образом, подобная методика формирования общих приемов умственной деятельности позволяет:
Постоянно занимаясь педагогической деятельностью в течение двадцати с лишним лет, осмысляя свои успехи и промахи на учительском поприще, хочется еще раз подчеркнуть важность доверия учащимся, постоянное обращение к их творческим способностям, воспитания заинтересованности математикой постоянно, а не от случая к случаю; самой совершенствовать изо дня в день способы реализации рациональной организации учебной деятельности, экспериментируя различными методическими приемами, стремясь активизировать мыслительную деятельность учащихся и развивать их познавательную деятельность.
Своеобразным итогом может служить уважительное отношение моих учеников к учебному процессу, к учителям, их исполнительность и, конечно же, их успеваемость. Наш лицей славится своими выпускниками, которые не только оправдывают свои полученные на выпуске результаты, но и, как правило, повышая оценки по предмету при дальнейшем обучении в ВУЗах и колледжах. Этот факт еще раз убеждает меня в том, что главная моя задача: научить учиться! И я стараюсь воспитывать это качество в каждом выпускнике, в каждом ученике любого возраста.