ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

МОУ ЛИЦЕЙ №1 ИМ. Г.С. ТИТОВА

 

Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

 

Планируемые результаты:

   обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной.

 

В структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?»

 

 Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.

 

Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно не персонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

 

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. В эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).

 

Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

 

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом.

 

Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения.

 

Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

 

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения

 

В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

 

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

   двух междисциплинарных программ — «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

   программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

 

 

Понятие «универсальные учебные действия»

 

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

 

Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

 

Функции универсальных учебных действий:

  обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты Деятельности;

  создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

  обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

 

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

 

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение,

  смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

  нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

 

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотиваци-онного конфликта) и к преодолению препятствий.

 

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

 

Логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

  выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

 

К коммуникативным действиям относятся:

  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

 

Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий учащихся:

  соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого вида универсальных учебных действий с учетом определенной стадии их развития.

Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (П.Я. Гальперин).

Анализ происхождения и развития универсальных учебных действий, особенностей их функционирования позволяет установить их взаимозависимость и взаимообусловленность, прямо вытекающие из активно-деятельностной природы развития психологических новообразований.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ)

В результате изучения всех без исключения предметов в первом классе начальной школы у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

 

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»

У выпускника первого класса будут сформированы:

    внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

   учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

   способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

   развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

   установка на здоровый образ жизни;

   чувство прекрасного и эстетические чувства;

   эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

 

Выпускник получит возможность для формирования:

    внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

    устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

    адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

       установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

       эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»

Выпускник первого класса научится:

       принимать и сохранять учебную задачу;

       учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

       планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

       учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

       осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

       адекватно воспринимать оценку учителя;

       различать способ и результат действия;

       вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Выпускник получит возможность научиться:

       в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

       проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

       самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

•    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»

Выпускник первого класса научится:

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

    использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

    строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

    ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

    основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

    проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

    устанавливать аналогии;

•   владеть общим приемом решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:

     осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

     осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

     осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•   произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»

Выпускник первого класса научится:

    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

    формулировать собственное мнение и позицию;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

    задавать вопросы;

    контролировать действия партнера;

    использовать речь для регуляции своего действия;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

    учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

     с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

     задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

     адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

     адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам

 

Чтение. Работа с текстом.

В результате изучения всех без исключения предметов в 1 классе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, анализировать и обобщать информацию. Выпускники овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм). Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

Раздел «Получение, поиск и фиксация информации»

Выпускник научится:

    воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (бытового характера, художественные и информационные тексты);

    осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;

    работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица);

    ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

Выпускник получит возможность научиться:

    находить несколько источников информации;

    хранить информацию на бумажных носителях (альбом, тетрадь и т. п.)

Раздел «Понимание и преобразование информации»

Выпускник научится:

    определять тему и главную мысль текста, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

    понимать информацию, представленную в неявном виде: например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию;

    преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста); заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

Выпускник получит возможность научиться:

    соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

    для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски;

 

Раздел «Применение и представление информации»

Выпускник научится:

    передавать собеседнику/партнеру важную для решаемой учебной задачи информацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного;

    использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

    составлять устно небольшое монологическое высказывание по предложенной теме, заданному вопросу;

    группировать, систематизировать объекты, выделяя один-два признака;

    определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги).

Выпускник получит возможность научиться:

    на основе прочитанного принимать несложные практические решения;

    выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

 

 

Литературное чтение.

 

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:

     осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);

     осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя при прослушивании) содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,                                                                                                                         определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному тексту;

     оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;

     вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;

     работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;

     читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

     читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

     использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: зи и определять главную мысль произведения; делить текст на части озаглавливать их; составлять простой план;

    передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);

    коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;

    ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;

Выпускник получит возможность научиться:

    воспринимать художественную литературу как вид искусства;

      определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

•  доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;

•  работать с детской периодикой.

 

Раздел «Творческая деятельность»

Выпускник научится:

    читать по ролям литературное произведение;

    использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);

Выпускник получит возможность научиться:

    творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;

    создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;

- работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;

 

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

    сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

    отличать прозаический текст от поэтического;

    распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

    сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор);

    определять позиции героев и автора художественного текста;

Русский язык. Родной язык.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

    различать звуки и буквы;

    характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

    знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

•   проводить фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звуко-буквенного) разбора слов.

 

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

    соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

    находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

 

Раздел «Состав слова (морфемика) Пропедевтика.

Выпускник научится:

    различать формы слова;

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

   выявлять слова, значение которых требует уточнения;

Выпускник получит возможность научиться:

   оценивать уместность использования слов в тексте;

   выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

   различать предложение, слово;

   классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

   применять правила правописания (в объеме содержания курса);

   определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

   безошибочно списывать текст объемом 20-25 слов;

   писать под диктовку тексты объемом 20-25 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

Выпускник получит возможность научиться:

   осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

   подбирать примеры с определенной орфограммой;

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

   оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

   соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

   выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения;

     самостоятельно озаглавливать текст,

     сочинять письма, небольшие поздравительные открытки, другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

     пересказывать текст от другого лица;

     составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

     анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

 

Математика.

Раздел «Числа и величины»

Выпускник научится:

   читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 100;

   устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц);

   группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

Выпускник получит возможность научиться:

   классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

Раздел «Арифметические действия»

Выпускник научится:

   выполнять письменно действия с однозначными и двузначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление в практике работы с фишками) с использованием таблиц сложения чисел;

   выполнять устно сложение, вычитание чисел в пределах 20 (в том числе с нулем и числом 1);

•  вычислять значение числового выражения (содержащего 2 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

   выполнять действия с величинами;

   использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

   проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результат действия).

Раздел «Работа с текстовыми задачами»

Выпускник научится:

   анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи определять количество и порядок действий для решения задач: выбирать и объяснять выбор действий;

   решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

   оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

   решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая десятая часть);

   решать задачи в 34 действия;

   находить разные способы решения задачи.

Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»

Выпускник научится:

   описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

   распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;

   выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок) с помощью линейки;

   распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

   соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться:

•  распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Раздел «Геометрические величины»

Выпускник научится:

•  измерять длину отрезка;

Раздел «Работа с информацией»

Выпускник научится:

   читать несложные готовые таблицы;

   заполнять несложные готовые таблицы;

Выпускник получит возможность научиться:

•   сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

•  интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

 

Окружающий мир.

 

Раздел « Человек и природа»

 Выпускник научится:

•  узнавать изученные объекты и явления живой и нежи­вой природы;

•  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

•  сравнивать объекты живой и неживой природы на ос­нове внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

•  проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное обору­дование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

•  обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использо­вать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

•  определять характер взаимоотношений человека и при­роды, находить примеры влияния этих отношений на природ­ные объекты, здоровье и безопасность человека;

•  понимать необходимость здорового образа жизни, со­блюдения правил безопасного поведения; использовать зна­ния о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нес­ти ответственность за её сохранение, соблюдать прави­ла экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природ­ной среде;

•  пользоваться простыми навыками самоконтроля са­мочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной ги­гиены;

•  выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не­сложных несчастных случаях;

 

Раздел «Человек и общество»

 Выпускник научится:

•  узнавать государственную символику Российской Феде­рации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и её главный город;

•   оценивать характер взаимоотношений людей в различ­ных социальных группах (семья, общество сверстников, эт­нос), в том числе с позиции развития этических чувств, доб­рожелательности и эмоционально-нравственной отзывчивос­ти, понимания чувств других людей и сопереживания им;

•  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литерату­ру о человеке и обществе с целью поиска познавательной ин­формации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

•  наблюдать и описывать проявления богатства внут­реннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

•  проявлять уважение и готовность выполнять совме­стно установленные договорённости и правила, в том чи­сле правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной обра­зовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в со­вместной деятельности, адекватно оценивать собствен­ное поведение и поведение окружающих.

 

Музыка

 

Раздел «Музыка в жизни человека»

Выпускник научится:

• воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных ви­дах музыкально-творческой деятельности;

•  воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального народного  творчества  (в  пении,   слове,   движении,   игра: действах и др.).

Выпускник получит возможность научиться:

•   реализовывать творческий потенциал, осуществлю собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

•   организовывать культурный досуг; использовать ИКТ в музыкальных играх.

 

Раздел « Основные закономерности музыкального искусства»

Выпускник научится:

•  соотносить выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

Выпускник получит возможность научиться:

•  реализовывать собственные творческие замыслы различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);

 

Изобразительное искусство

 

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности» Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участ­вовать в художественно-творческой деятельности, используя (различные художественные материалы и приёмы работы с ни­ми для передачи собственного замысла;

•  эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё  отношепение к ним средствами художественно-образного языка;

•  узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально воспринимать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различ­ные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

•  приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать ни примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

•  воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

•  видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);

Раздел « Азбука искусства. Как говорит искусство»

Выпускник научится:

•  создавать простые композиции на заданную тему на | носкости и в пространстве;

•  использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, Фактуру; различные художественные материалы для воплоще­ния собственного художественно-творческого замысла;

•  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;  изменять их эмоциональную напряжённость с по­мощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать

ИХ для передачи художественного замысла в собственной учебно -творческой деятельности;

•  наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре;

•  использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;

Выпускник получит возможность научиться:

•  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописным композиций на заданные темы;

•  моделировать новые формы, различные ситуации, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;

•  выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.

 

Раздел «Значимые темы искусства. О чём говорит искусство»

 Выпускник научится:

•  выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать  художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

•  видеть,  чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

•   изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

 

 

Технология.

Раздел «Общекультурные и общетрудовые компетен­ции. Основы культуры труда, самообслуживание»

 Выпускник научится:

• называть наиболее распространённые в своём регионе традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе профессии своих родителей) и опи­сывать их особенности;

• анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректи­ровку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

•  организовывать своё рабочее место в зависимости от видов работы, выполнять доступные действия по самообслужива­нию и доступные виды домашнего труда.

Выпускник получит возможность научиться:

•  уважительно относиться к труду людей;

•  понимать культурно-историческую ценность тради­ций, отражённых в предметном мире, и уважать их;

•  понимать особенности проектной деятельности, осу­ществлять под руководством учителя элементарную про­ектную деятельность в малых группах: разрабатывать за­мысел, искать пути его реализации, воплощать его в про­дукте, демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).

 

Раздел «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты»

Выпускник научится:

•  на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практичес­ком применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художест­венным и конструктивным свойствам в соответствии с под­ставленной задачей;

•  отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоен­ных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей, их выде­лении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке из­делия; экономно расходовать используемые материалы;

• применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими   (ножницы)   и   колющими   (швейная игла);

Выпускник получит возможность научиться:

•  отбирать и выстраивать оптимальную технологи­ческую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;

•  прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные техноло­гии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Раздел « Конструирование и моделирование»

 Выпускник научится:

•  анализировать устройство изделия: выделять детали, форму, определять взаимное расположение, виды соединений деталей;

 

Физическая культура.

 

Раздел « Знания о физической культуре»

Выпускник научится:

•  ориентироваться в понятиях «физическая культура», «ре­жим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;

•  раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;

• организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

•  выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;

•  характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.

 

Раздел « Способы физкультурной деятельности»

 Выпускник научится:

•  организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;

•  измерять показатели физического развития (рост, масса).

Выпускник получит возможность научиться:

•  выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной

помощи при травмах и ушибах.

 

Раздел « Физическое совершенствование»

Выпускник научится:

•   выполнять организующие строевые команды и приёмы;

•  выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);

• выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки);

•  выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.

Выпускник получит возможность научиться:

•  сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;

•  выполнять эстетически  красиво гимнастические и акробатические комбинации;

Hosted by uCoz