Игры на уроке информатики, 2012г.

Учитель информатики, Коломиец Елена Михайловна

1.Игра «Назови пять признаков»

Данная игра является подготовительным этапом, ступенью к более сложным играм. Она поможет детям потренироваться в назывании различных свойств (признаков) предметов. Преподаватель задаёт объект и предлагает ученикам по очереди назвать пять признаков этого объекта. Признаки не должны противоречить друг другу. В качестве признаков можно использовать не только прилагательные, но и словосочетания.

Например: мяч – круглый, большой, резиновый, красный, новый

Ученик не сумевший назвать очередной признак правильно выбывает из игры (встаёт). Игра ведётся до тех пор, пока не определится победитель (их может быть несколько).

Преподаватель должен следить за тем, чтобы называемые им объекты хорошо поддавались описанию и имели, по меньшей мере, 7-8 легко перечисляемых свойств.

2. Игра «Отсортируй бусины»

В данной игре наглядно и интересно закрепляются навыки классификации предметов по их свойствам (признакам).

Перед началом игры уместно разделить детей на две группы: первая  - участвующие в классификации, вторая – группа проверки.  Преподаватель раздаёт первой группе карточки с изображениями различных предметов и называет свойство, по которому эти предметы должны быть рассортированы. Таких свойств может быть сколь угодно много: цвет, форма, материал, размер, назначение. Группа проверки следит за правильностью классификации.

После каждого этапа игры группы меняются местами. Условие обязательное для соблюдения доброжелательной атмосферы в классе.Для усложнения игры можно рассматривать не одно свойство, а их комбинацию.Данную игру легко можно использовать при изучении множеств.

3 Игра «Истина или Ложь»

Эта игра–разминка может использоваться как физкультурная минутка на любом занятии по информатике, при условии, что дети уже знакомы с понятием «логического утверждения». Преподаватель высказывает утверждение, которое может быть истинным, ложным или неопределённым. Дети встают, если утверждение истинно, остаются сидеть, если  утверждение ложно, и поднимают руки вверх, если утверждение не имеет смысла. Упражнения, которые задействованы в разминке, можно менять, по усмотрению преподавателя.

Например, можно использовать приседания, заведение рук за спину и за голову, хлопки под коленом и даже стояние на одной ноге.Для усложнения игры можно приводить такие утверждения, в которых задействованы конкретные дети. Тогда для большинства в классе, ответ будет один, а для ученика, или группы детей, про которых  мы составили утверждение - он может быть другим.

4. Игра «Назови противоположность»

Одним из ключевых понятий в информатике является – логическое отрицание. Игра «Назови противоположность» тренирует детей в умении подбирать противоположное по значению слово, развивает их кругозор и лексику. Преподаватель говорит слово, ученик придумывает противоположное по значению. Если ученик ошибается, или затрудняется с ответом, он выбывает из игры (встаёт). Шанс для выбывшего ученика вновь вступить в игру – это придумать противоположность к словам, вызывающим особое затруднение (предлагается учителем).Данную игру можно усложнять.

Сначала детям предлагаются прилагательные и наречия, на которые легко придумать противоположность (сладкий – горький, горячий – холодный, верх – низ), потом включаются более сложные по значению слова, а также словосочетания (частый – редкий,  румяный – бледный, раннее утро – поздний вечер, далёкий север – близкий юг). Следующий этап игры предполагает закрепление терминологии по различным предметам.  Например: сложение – вычитание, умножение – сложение, числитель - знаменатель, равенство – неравенство, больше – меньше, синоним – антоним, приставка - окончание, гласная – согласная и т.д..

5. Игра «Построй цепочку»

Для закрепления тем, связанных с понятиями расположения бусин в цепочке ( «перед – после», «раньше – позже») удобно проводить демонстрацию в виде «живых» цепочек. Кроме методического эффекта такая игра даёт возможность детям размяться и поучаствовать в коллективном обсуждении. Самые малоактивные и невнимательные - подключаются к игре.Преподаватель вызывает несколько мальчиков и девочек  (количество девочек и мальчиков не должно быть равным) и просит построить цепочку по следующим правилам:

1)      первая бусина – мальчик,2)      после каждой девочки стоит мальчик;

1)      предпоследняя и первая бусины – девочки,2)      после каждой девочки стоит мальчик;

1)      после каждой девочки стоит мальчик,2)      после каждого Алёши стоит Даша;

1)      вторая бусина с конца и третья бусина – мальчики,2)      после каждой беленькой девочки стоит тёмный мальчик и т.д.

Дети, не участвующие в цепочках, обсуждают правильность построения, определяют вариантные возможности выполнения заданий.

 

                            

Hosted by uCoz