Проект
«Составление тематического кроссворда», 2013 г.учитель информатики - Жилякова Ю.Л.
Предмет:
информатика.Техническое обеспечение: текстовый редактор Microsoft Word.
Идея проекта. В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса информатики, например, темы
«Компьютер», может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. (Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.)Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word, тем самым проверяется не только знание темы, по которой составлен кроссворд (в данном случае темы
«Компьютер»), но и знание темы «Технология обработки текстовой информации».Типология проекта
По доминирующей в проекте деятельности — практико-ориентированный.
По предметно-содержательной области — монопроект.
По характеру координации проекта — с открытой, явной координацией.
По характеру контактов — внутренний.
По количеству участников — парный.
По продолжительности выполнения — краткострочный (2—3 урока).
Цели проекта:
Общеучебные:
формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств.По информатике: повторить тему
«Компьютер»; закрепить следующие знания, полученные при изучении темы «Средства и технологии обработки текстовой информации»: по набору, редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе; по созданию и включению в текст таблиц; по созданию и включению в текст изображений; по использованию систем проверки орфографии и синтаксиса, тезаурусов, толковых словарей; по структурированию текста; по распечатыванию текста.Выполнение проекта
1-
й этап. Работа над проектом начинается с того, что класс разделяется на пары. В каждой паре учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике (например, транскрайбер) и т. д.2-
й этап. Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда). Работа может проводиться несколькими способами. Во-первых, ребята могут для начала просто набрать термины с их расшифровкой, и в качестве промежуточного этапа может быть проверена правильность трактовки терминов. Во-вторых, текст может сразу набираться по принципу оформления задания кроссворда (т. е. на первой странице будет набрано «По вертикали. 1. ...... . 2. ..... . По горизонтали. 3. ... . 5. ... .», а на второй странице — ответы). Тогда оценить правильность трактовки использованных понятий можно на этой стадии. (Вообще говоря, этой промежуточной проверки может и не быть, а работа может быть оценена целиком по окончании выполнения проекта.)3-
й этап. Учащиеся в текстовом редакторе рисуют сетку кроссворда либо с помощью инструментов создания таблиц, либо с помощью встроенных инструментов рисования. Наиболее продвинутые ученики могут использовать макросы. Работа (2 страницы: одна — с сеткой кроссворда и вопросами, вторая — с ответами) распечатывается.4-
й этап. Учащиеся обмениваются кроссвордами и разгадывают их.Дифференциация по уровням подготовки учащихся.
В данной работе проверяется знание сразу двух тем курса информатики —
«Компьютер» и «Технология обработки текстовой информации».Дифференциация по первой теме может проводиться по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, слабые ученики могут использовать 10 –12 терминов, а сильные – 30 –35), и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации).
Дифференциация по второй теме может проводиться следующим образом: наиболее слабые ученики могут просто набрать текст в текстовом редакторе без оформления, а сетку кроссворда нарисовать на бумаге с помощью карандаша и линейки, причем последовательность номеров слов может быть произвольной. Наиболее продвинутые ученики могут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов — как в кроссвордах печатных изданий.
Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она
«плотнее», т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.