Сердце матери - неиссякаемый источник чудес
Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее человека, чем мать. С самых первых минут нашей жизни мы окружены её заботой и любовью, и, становясь старше, мы доверяем ей свои тайны и страхи, надежды и мечты и надеемся на её понимание и поддержку. Мама… Это первое слово, которое произносит человек, обращаясь к ней. Можно найти миллионы слов, самых нежных и ласковых, красивых и достойных, но вряд ли они смогут отразить всю полноту чувств к матери. Добрая и справедливая, ласковая и серьёзная, смелая и нежная, сильная и чуткая и ещё, ещё… я не знаю – и всё это вместе, одновременно! И каждый раз она новая, разная и всё-таки та же самая – одна-единственная!
В творчестве русских поэтов, композиторов и художников образ матери вечен. Это образ любящего человека, человека, который поймёт, простит, поддержит. Наш великий писатель Николай Васильевич Гоголь говорил: «С первого нашего вздоха верная и нежная материнская любовь бодрствовала над нами: наша мать с нами радовалась, с нами горевала, о нас заботилась, пеклась и молилась. Всё на свете прекрасное, благородное и сердечное сочетается вместе в одном слове «мать». Как тонко и точно подмечено!
В старину на Руси отмечали День Матери и говорили: «При солнышке тепло, при матушке – добро». Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. И не случайны устойчивые выражения: мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать…
Художник К. Петров - Водкин в своей картине «Петроградская Мадонна» рисует образ матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Жест женщины сжимающей руку ребёнка, воспринимается как желание уберечь сына от бед и невзгод. И глядя на это полотно, возникает уверенность, что эта сильная и нежная материнская рука сможет защитить и уберечь любого.
Многие писатели связывают образ матери с образом Пресвятой Богородицы. Например, в романе М.Горького «Мать», мать несёт в себе черты Богородицы и по ходу действия они проявляются всё сильнее. Пелагея Ниловна становится матерью всем друзьям Павла, как и Богородица, становится матерью всем ученикам Христа, а после и вселенской Заступницей с того момента, когда Ее пригвожденный к кресту Сын препоручил Ее Иоанну. Чувственно и со страданием о Богоматери пишет Анна Ахматова в стихотворении «Распятие»:
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Каменеет сердце любого человека, когда он читает строки Ахматовой – женщины и матери. Эти стихи написаны с болью, и читая их, испытываешь неизмеримое чувство уважения и сострадания к женщине, которая лишилась своего дитя. Но понять до конца её муки не может никто. А когда слушаешь музыкальное обращение к Богородице С.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся», то чувствуешь торжественность, чистоту помыслов, святость, красоту гармонии, чистое и благозвучное обращение к образу Богородицы. Эти чудесные звуки никого не оставят равнодушным.
Богородице Дево, радуйся.
Благодатная Марие, Господь с Тобою.
Благословенна ты в женах,
И благословен плод чрева Твоего.
Яко Спаса родила еси душ наших.
Слушая их, хочется молиться и каяться в грешных мыслях и поступках и возвышаться в звуках и словах истинных художников.
Но всё-таки подобные шедевры трудно описывать своими словами, лучше прочитать поэтические строки отечественных поэтов, обращенные к произведениям художников. Художник Алексей Марков написал картину «Богоматерь с младенцем». Высветленный в середине картины святой лик вселяет возвышенность в сердце увидевшего её.
К этой картине, как нельзя лучше подходят слова А. А. Блока:
И мнилась мне Российская Венера,
Тяжелою туникою повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,
В чертах лица – спокойная мечта.
У А. Фета есть стихотворение «Ave, Maria» :
Ave Maria - лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
Это стихотворение поражает своим звучанием и вызывает ощущение возвышенности образа святой Девы и бесконечное восхищение ею. Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Всё обращенное к ней несёт характер великой светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое. Кто посещал Успенский собор, тот видел икону Богоматери Владимирской, небесной заступницы Москвы. Многое «видела» и «слышала» икона:
Страшная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом…
Здесь в Успенском – в сердце стен Кремлёвых,
Умилясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой! - восклицал поэт серебряного века М. Волошин. Радостно видеть, как жестокие сердца смягчаются, а суровые лица просветляются слезами, а значит, люди становятся добрее и чище. Путь иконы с Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву – путь многовековой, а образ остаётся неизменным. И он восхищает всегда, потому что:
« Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты!»
По выражению художника И.Грабаря, эта икона – «древнейшая песнь материнства». В образе Богоматери Владимирской с потрясающей достоверностью переданы слитые воедино человеческая, материнская скорбь и божественное духовное величие.
Когда я смотрю на эту икону, думаю: «На вид картина как картина, но если присмотреться повнимательней, сколько горя и скорби можно увидеть.» Где же здесь горе? - спросите вы. На руках счастливый младенец, но эта радость не сравнится с той скорбью, которая в глазах Святой Богородицы. Только мать, потерявшая ребёнка способна понять её. Понять, как горько потерять самое дорогое, что у тебя есть. Но представьте, каково знать, что в скором времени у Вас заберут это сокровище, заберут навсегда. Каково знать это, но не иметь возможности предотвратить? Каково нести эту тяжкую ношу на своих плечах? А Вы говорите, какое горе?
Матери, которым тяжело с детьми, которые потеряли детей или боятся потерять, хотят поделиться с кем-нибудь, кто поймёт их. Тогда и приходит на помощь Пресвятая Богородица. И пусть мы не видим Её, Она видит нас. Она знает всё, Богоматерь знает, кто лжёт, кто говорит истину. Она всегда поможет в трудную минуту. Она любит своего сына, но любви так много, что её хватило на всё человечество! Пресвятая Богородица любит нас как своих детей. Богоматерь - моя вторая мать, Ваша вторая мать, Пресвятая Богородица - мать всего человечества, а мы её дети, в сердце которой – тепло и любовь ко всем, ведь сердце матери – «неиссякаемый источник чудес».
Лена Андреева