Сердце матери -  неиссякаемый  источник чудес

 Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее человека, чем мать. С самых первых минут нашей жизни мы окружены её заботой и любовью, и, становясь старше, мы доверяем ей свои тайны и страхи, надежды и мечты и надеемся на её понимание и поддержку.  Мама… Это первое слово, которое  произносит человек, обращаясь к ней.  Можно найти миллионы слов, самых нежных и ласковых, красивых и достойных, но вряд ли  они смогут отразить всю полноту чувств к матери.  Добрая и справедливая, ласковая и серьёзная, смелая и нежная, сильная и чуткая и ещё, ещё… я не знаю – и всё это вместе, одновременно! И каждый раз она новая, разная и всё-таки та же самая – одна-единственная!

 

 В творчестве русских поэтов, композиторов и художников образ матери вечен. Это образ любящего человека,  человека, который поймёт, простит, поддержит. Наш великий писатель Николай Васильевич Гоголь говорил: «С первого нашего вздоха верная и нежная материнская любовь бодрствовала над нами: наша мать с нами радовалась, с нами горевала, о нас заботилась, пеклась и молилась. Всё на свете прекрасное, благородное и сердечное сочетается вместе в одном слове «мать».  Как тонко и точно подмечено!

 

 В старину на Руси отмечали День Матери и говорили: «При солнышке тепло, при матушке – добро». Образ матери является символом всего самого дорогого, родного, кровного, святого. И не случайны устойчивые выражения:  мать-кормилица, мать-земля, Родина-мать…

 

 Художник   К. Петров - Водкин   в  своей    картине «Петроградская  Мадонна»  рисует образ  матери, возвышенный в своей чистоте и нравственной силе. Жест женщины сжимающей руку ребёнка, воспринимается как желание уберечь сына от бед и  невзгод.  И глядя на это полотно, возникает уверенность, что эта сильная и нежная материнская рука сможет защитить и уберечь любого.  

 

Многие писатели связывают образ матери с образом Пресвятой  Богородицы.  Например, в романе  М.Горького «Мать»,  мать несёт в себе черты Богородицы и по ходу действия они проявляются всё сильнее. Пелагея Ниловна становится матерью всем  друзьям Павла, как и Богородица, становится матерью всем ученикам Христа, а после и вселенской Заступницей с того момента, когда Ее пригвожденный к кресту Сын препоручил Ее Иоанну. Чувственно и со страданием о Богоматери пишет Анна Ахматова в стихотворении «Распятие»:

                                        Магдалина билась и рыдала,

                                                     Ученик любимый каменел,

                                                     А туда, где молча мать стояла,

                                                  Так никто взглянуть и не посмел.

 Каменеет сердце любого человека, когда он читает строки Ахматовой – женщины и матери. Эти стихи написаны с болью, и читая их, испытываешь неизмеримое чувство уважения и сострадания к женщине, которая  лишилась своего дитя. Но понять до конца её муки не может никто. А когда слушаешь музыкальное обращение к Богородице С.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся», то чувствуешь торжественность, чистоту помыслов, святость, красоту гармонии, чистое и благозвучное обращение к образу Богородицы. Эти чудесные звуки никого не оставят равнодушным.

                                     Богородице Дево, радуйся.

                                                 Благодатная Марие, Господь с Тобою.

                                                Благословенна ты в женах,

                                                И благословен плод чрева Твоего.

                                                Яко Спаса родила еси душ наших.

 

 Слушая их,  хочется молиться и каяться в грешных мыслях и поступках и возвышаться в     звуках       и словах истинных художников.

 

Но всё-таки подобные шедевры трудно описывать своими словами, лучше                                                                           прочитать поэтические строки отечественных поэтов, обращенные к произведениям художников. Художник Алексей Марков написал  картину «Богоматерь с младенцем».  Высветленный в середине картины святой лик вселяет  возвышенность в сердце увидевшего её.

            К этой картине, как нельзя лучше подходят слова А. А.  Блока:

       И мнилась мне Российская Венера,

          Тяжелою туникою повита,

          Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры,

         В чертах лица – спокойная  мечта.

 

       У А. Фета есть стихотворение «Ave, Maria» :

              Ave Maria -  лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

              Чистая дева, скорбящая мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей,

В тихом предстань сновидении ей!           

 Ave Maria – лампада тиха,

 Я прошептал все четыре стиха.

 

 Это стихотворение поражает своим звучанием и вызывает  ощущение возвышенности образа святой Девы и бесконечное восхищение ею. Богородица прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Всё обращенное к ней несёт характер великой светлой печали, скорби,  умиления, прошения за самое дорогое. Кто посещал Успенский собор, тот видел икону Богоматери Владимирской, небесной заступницы Москвы. Многое «видела» и «слышала» икона:

                Страшная история России

                     Вся прошла перед Твоим Лицом…

                     Здесь в Успенском – в сердце стен Кремлёвых,

                     Умилясь на нежный облик Твой,

                     Сколько глаз жестоких и суровых

   Увлажнялось светлою слезой! - восклицал поэт серебряного века М. Волошин. Радостно видеть, как жестокие сердца смягчаются,  а   суровые    лица просветляются слезами, а значит, люди становятся  добрее и  чище. Путь иконы  с Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву – путь многовековой, а образ остаётся неизменным. И он восхищает всегда, потому что:

                   « Нет в мирах слепительнее чуда

                    Откровенья вечной красоты!»

 

 По выражению художника И.Грабаря, эта икона – «древнейшая песнь материнства». В образе Богоматери Владимирской с потрясающей  достоверностью переданы слитые воедино человеческая, материнская скорбь и божественное духовное величие.

 

 Когда я смотрю на эту икону, думаю: «На вид картина как картина, но если присмотреться повнимательней, сколько горя и скорби можно увидеть.»  Где же здесь горе? - спросите вы. На руках счастливый младенец, но эта радость не сравнится с той скорбью, которая в глазах Святой Богородицы. Только мать, потерявшая ребёнка способна понять её. Понять, как горько потерять самое дорогое, что у тебя есть. Но представьте, каково знать, что в скором времени у Вас заберут это сокровище, заберут навсегда. Каково  знать это, но не иметь возможности предотвратить? Каково нести эту тяжкую ношу на своих плечах? А Вы говорите, какое горе?

 

Матери,  которым тяжело с детьми, которые потеряли детей или боятся потерять,  хотят поделиться с кем-нибудь, кто поймёт их. Тогда и  приходит на помощь Пресвятая Богородица. И пусть мы не видим Её, Она  видит нас. Она знает всё, Богоматерь знает, кто лжёт, кто говорит истину. Она всегда поможет в трудную минуту. Она любит своего сына, но любви так много, что её хватило на всё человечество! Пресвятая Богородица любит нас как своих детей. Богоматерь - моя вторая мать, Ваша вторая мать, Пресвятая Богородица - мать всего человечества, а мы её дети, в сердце которой – тепло и любовь ко всем, ведь сердце матери – «неиссякаемый источник чудес».

Лена Андреева

Hosted by uCoz