Пояснительная записка

 

Данный документ разработан педагогическим коллективом МОУ лицей №1 им. Г.С. Титова  (директором лицея №1 им. Г.С. Титова – Семенюченко Н.А., заместителем директора – Ивановой Е.А., заместителем директора по безопасности – Григорьевой Т.Л.; педагогом – организотором  - Урминской И.А., социальным педагогом – Малош М.А.; психологом – Сафроновой Е.С.; учителями  начальных классов: Лариной О.В., Недородой Л.Н., Упоровой О.Ю., Гордийко С.И., Родиной А.Г., Николенко Л.М, Овчинниковой О.А., Красовой А.В., Батищевой О.М., Бабич Л.П., Волковой Е.М., Малковой Т.В., Ложкиной О.А., Коцагой С.И., Адайкиной Л.В., Кулаковой Т.В., Зинченко Н.К., учителем музыки – Любой В.В., учителями физической культуры – Данильченко Н.В., Скосаревой С.А.)

 

Документ составлен в соответствии: с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ  новое понимание содержания и структуры понятия «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС);  Закона Российской Федерации «Об образовании», статья 7 « В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования…»; приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учётом рекомендаций.

 

Примерной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, а также концептуальных положений УМК «Планета знаний»,  методической системы «Школа 2100…», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования (базовые национальные ценности, программные элементы научного знания, УУД), с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся,  воспитанников.

 

Образовательная программа начального общего образования МОУ лицей №1 им.Г.С. Титова создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

 

МОУ лицей №1 им.Г.С. Титова     основан в 1989 году. Ее учредителем является  Администрация городского округа Краснознаменск Московской области. Полномочия Учредителя осуществляет Управление образования Администрации городского округа Краснознаменск Московской области.

 

Лицей №1 им. Г.С. Титова расположен на территории военного городка. В его микрорайоне расположены:  музыкальная школа, 2 детских сада, почтовое отделение, городской рынок.

 

Специфика кадров МОУ лицей №1 им.Г.С. Титова   определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение  и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.

 

Образовательная программа начальной школы определяет цели воспитания и образования с учётом приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике, помогает построить концепцию развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, цели и задачи перехода к новой школе.

 

Цель программы: формирование разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем общекультурного, личностного и познавательного развития, способной к самостоятельному  решению новых задач. Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

Задачи программы:

- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

- обеспечение непрерывности учебно-воспитательного процесса;

- реализация комплексного подхода к обучению и воспитанию через обновленное содержание начального образования;

- освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и  преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач;

 

Основные принципы к формированию Образовательной программы.

Основные принципы развивающей личностно-ориентированной системы обучения направлены на:

- принцип непрерывного  общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития.  Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка;

– принцип целостности образа мира, связаный с отбором интегрированного содержания предметных областей и метапредметных УУД, которое позволяют удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечить осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями;

- принцип практической направленности. Он предусматривает формирование универсальных учебных действий средствами всех предметов, способности их применять в условиях решения учебных задач и практической деятельности  повседневной жизни, умений работать с разными источниками информации; умений работать в сотрудничестве в разном качестве; способности работать самостоятельно; 

– принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников. Это, прежде всего, поддержка всех учащихся с использованием разноуровневого по трудности и объему представления предметного содержания через систему заданий.

– принцип прочности и наглядности реализуется через рассмотрения частного (конкретное наблюдение) к пониманию общего (постижение закономерности) и затем от общего (от постигнутой закономерности) к частному (к способу            решения конкретной учебной или практической задачи).

– принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях             (урочных и внеурочных):  утренняя гимнастика, динамические паузы, экскурсии на природу.

 

Общая характеристика Образовательной программы.

В ходе реализации образовательной программы начальной школы предусматривает:

1.                    Достижение планируемых результатов освоения программы всеми обучающимися, создание условий для образования детей с особыми образовательными потребностями, создание специфических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе уровневого подхода в обучении, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

2.                    Выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, диагностики и мониторинга развития учащихся, консалтинговая деятельность, психологическое сопровождение детей с «синдромом раннего развития» и одаренных детей.

3.                    Организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности через различные формы организации внеурочной деятельности;

4.                    Участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды на основе выработки общих позиций, единых требований, создания условий, согласования деятельности школы и семьи по воспитанию и обучению учащихся;

5.                    Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа, и в первую очередь личностно-ориентированного развивающего обучения.

6.                    Возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся на уроке и за его пределами благодаря взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

7.                    Включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды поселка для приобретения опыта реального управления и действия на основе краеведческой, природоохранной деятельности и социальных практик.

 

      Состав участников образовательного процесса МОУ лицей №1  им. Г.С. Титова

 

Участниками образовательного процесса являются учащиеся, учителя общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся. В  школе – 37 классов, из них -  17 начальных классов. Школа работает в одну смену.  Продолжительность урока – 35-40 минут.  Занятия проводятся в 1-х классах 5 дней в неделю, 2- 4 классах   6 дней в неделю.

 

Учебно – материальная база школы позволяет организованно, на современном уровне проводить работу с учащимися,   имеется 11 интерактивных досок, 100% учителей  школы освоили работу на компьютере.

 

 Школа располагает высококвалифицированными педагогическими работниками: 52 педагога  имеют высшую категорию; первую квалификационную категория – 21 педагог, вторую квалификационную категорию – 6 педагогов. В школе реализуются программы:

       - «Планета знаний»;

- авторская программа «Школа 2100»;

 

Концептуальные  положения

 

Программа "Школа 2100" является одной из программ развивающего обучения, разработанной с позиций преемственности научных взглядов и интеграции, не конфликтующих между собой идей из новых концепций образования (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и др.). Научный руководитель программы "Школа 2100" - доктор физико-математических наук, профессор Г.В.Дорофеев.

 

Базовым курсом программы "Школа 2100" является гуманитарно-ориентированный непрерывный курс математики для дошкольников и 1 - 6 классов основной школы авторов Г.В.Дорофеева, Демидова Т.Е., Козлова С.А. и др. Интегративный характер концепции позволяет использовать разработанный курс математики как в традиционной системе, так и системах Л.В.Занкова, В.В.Давыдова и др.

Предметное содержание и структура представляемого УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта.

Органической частью концепции УМК «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики.

Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов. Каждый раздел начинается со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью.
Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению –  это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве.

Предметное содержание, методы и организация всего учебного процесса ориентированы на ребенка как субъекта новой для него учебной деятельности. Они предоставляют ребенку условия для   развития и формирования учебных умений, которые подготовят его к дальнейшему образованию и самообразованию.

Содержание учебных предметов УМК ориентировано на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка; на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний и овладения умениями и навыками как средствами развития, но они не рассматриваются как самоцель начального образования.

В предметах УМК усилена гуманитарная направленность и ее влияние на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка.

В УМК представлено содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями и, в то же время, формирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирования разнообразных познавательных интересов.

Все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Одной из основных целей развивающей  личностно - ориентированной системы обучения, реализованной в данных УМК, является  оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях организованной учебной деятельности. Ученик является равноправным участником процесса обучения. Он может выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающегося, то в роли организатора учебной ситуации.

Инновационные подходы нашли своё отражение и в целевых установках, обеспечивающих планируемые результаты основной образовательной программы, как-то:

-   личностные результаты: знание моральных норм, умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами, умение выделять нравственный аспект поведения, сформированность мотивации к обучению, сформированность умения учиться;

-  метапредметные  результаты:  освоение обучающимися в процессе урочной и внеурочной деятельности УУД  (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

-  предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения того или другого предмета                                 (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, по получению этих знаний, их преобразованию и применению в практике повседневной жизни.

-  Личностные характеристики выпускника начальной школы связаны   с формированием  основ творческой и исследовательской деятельности в различных областях науки, начальных умений выбора индивидуального образовательного маршрута.

В  МОУ лицей №1 им. Г.С. Титова  предусмотрен повышенный уровень образования  на основе творческой, проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки и практики, начальных умений выбора индивидуального образовательного маршрута.

 

   Программа   ориентирована  на становление характеристики выпускника,

           любящего свой народ, край и свою Родину;

         уважающего и принимающего ценности семьи и общества;

         любознательного, активно и заинтересованно познающего мир;

         владеющего умениями учиться; 

         готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; 

         умеющего слушать и слышать собеседника, обосновывать  позицию, высказывать свое мнение;

         выполняющего правила здорового и безопасного образа жизни.

 

Согласно Типовому положению об ОУ участниками образовательного процесса являются:

v     обучающиеся,

v      педагогические работники ОУ,

v      родители (законные представители) обучающихся (согласно Стандарту тоже).

Общая структура  Образовательной программы:

  1. Пояснительная записка;
  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  3. Учебный план начального общего образования;
  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов;
  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
  7. Программа формирования культуры  здорового и безопасного образа жизни;
  8. Программа коррекционной работы.

     9.   Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

Hosted by uCoz